История сварки
История сварки
Термин «сварка» впервые был введен в употребление в начале 20 века, хотя процесс как таковой был уже известен в течение многих лет. В настоящее время сварка объединяет в себе целый ряд процессов, которые грубо можно подразделить на сварку давлением и сварку плавлением, при этом в истории человечества первые были известны уже тысячи лет назад. Сварки плавлением впервые стала возможной в 19 веке, когда были созданы источники тепла, позволяющие получить достаточную для этого процесса температуру.
Сварка давлением происходит, когда нагретые до температуры, ниже температуры плавления, соединяемые поверхности сдавливаются друг с другом. Их нагрев можно производить в угольной печи, газовым пламенем или электричеством. Так называемая сварка плавлением происходит при более высокой температуре, которую можно достичь газовым пламенем или электричеством.
Библейский персонаж Тубал-Каин, из книги «Бытие» Ветхого Завета, был описан как первый кузнец-ремесленник, научивший остальных людей изготавливать изделия из меди и железа. На сегодняшний день кузнецов осталось не так уж и много, но мы продолжаем восторгаться их профессиональными навыками, однако их производительность и качество нас уже не устраивают. Номенклатура их продукции весьма ограничена из-за достаточно узкого перечня применяемого оборудования и инструмента.
Индустриальное развитие и прогресс середины 19 века потребовали от промышленности создание более крупных и жизнеспособных стальных конструкций, что потребовало разработки новых методов соединения материалов. Основная сложность, связанная с соединением крупногабаритных заготовок, заключалась в дефиците источников нагрева, способных вырабатывать достаточно высокую температуру, способную в локальной зоне разогревать материал до температуры плавления. Уголь был не способен справиться с данной задачей и не вырабатывал нужного количества тепла, а газы, способные выработать необходимое тепло, в то время еще не были открыты.
Английский ученый Томпсон, работавший в то время в США, проводил эксперименты с электричеством. Зажав два листа между медными электродами, и пропустив через них кратковременный электрический ток, ему удалось получить сварную точку. Метод был достаточно эффективен, однако требовал очень большого количества энергии, а потому был пригоден только для соединения относительно тонкостенных изделий.
В 1882 году российский изобретатель Бенардос запатентовал метод, при котором дуга, создаваемая в воздушном промежутке между угольным электродом и заготовками, плавила обе соединяемые кромки и подаваемый со стороны присадочный материал. Не смотря на серьезные недостатки данного метода, связанные с тем, что расплавленная ванна ни каким образом не была защищена от окружающего воздуха, а застывший металл содержал в себе огромное количество пор и окислов, он представлял некоторый практический интерес. Бенардос внедрил этот метод в производстве по изготовлению паровых котлов, где шов зачеканивался за счет проковки сварочной ванны. Тогда же в обращение вошел термин «пайка железом».
Десять лет спустя метод Бенардоса развил его соотечественник Славянов, заменивший угольный электрод на стальную проволоку, которая выполняла роль как электрода, так и присадочного материала. В результате удалось избавиться от ряда неприемлемых показателей, характерных для изначального процесса.
Примерно это же время французы Пиккард и Фуче презентовали метод газовой автогенной сварки. Источником газа являлся карбид кальция, который был получен при сплавлении в электродуговой печи углерода и кальция. При реакции карбида кальция с водой образовывался газ, названный ацетиленом С2Н2. При его горении в кислороде создавалось пламя с температурой более 3000°С, которой хватало для локального плавления крупногабаритного изделия. Наплавленный металл обладал великолепными характеристиками, а соединение имело желаемые свойства. Сварной шов получался чистым, т.к. при реакции ацетилена с кислородом образуются окись и двуокись углерода (СО и СО2). Именно они создают тот барьер, который предотвращает насыщение расплавленного металла газами из окружающего воздуха.
С этого момента данный метод приобрел огромный успех, однако, образующийся в результате реакции с водой газ, при определенных условиях, склонен к взрыву, т.к. скорость его горения в два раза превосходит вторую космическую скорость. Случаи возникновения обратного удара были обычным явлением, особенно до тех пор, пока не были придуманы системы защиты от этого удара, оборудование производящее газ взрывалось, приводя к человеческим жертвам и материальным потерям. Транспортировка этого газа была невозможна, т.к. при повышении давления ацетилен претерпевал структурные изменения, сопровождающиеся выделением тепла и взрывом. Некоторое время спустя было обнаружено, что ацетон при повышении давления ацетилена на одну атмосферу может растворить в себе 25 объемных частей этого газа. Это означает, что при давлении 10 атмосфер, емкость с 10 литрами ацетона вмещает в себя 2500 литров ацетилена. К сожалению, ацетон постепенно испаряется из емкости и она становиться взрывоопасной. Образуется газовая полость, в которой газ, находящийся под давлением может начать полмеризоваваться с выделением тепла и последующим взрывом.
Эта проблема была решена Густафом Даленом, который исключил образование газовых полостей, заполнив емкость пористой массой, например одним из вариантов которой может быть материал Оскар Келберг изготовливаемый из цемента, древесных опилок и кизельгура. Ацетон внутри сосуда распределяется по пористой массе и объем можно безопасно под давлением заполнить ацетиленом. Он назвал свое изобретение газовым аккумулятором, а в 1902 г. основал фирму известную в наше время под названием AGA – Aktiebolaget Gas Ackumulator (Газоаккумуляторная компания).
В это же время Оскар Келберг, жительШведской провинции Вермланд, занимался ремонтом котлов на Гетеборгской верфи с использованием метода плавильника Славянова. Для улучшения сварочно-технологических характеристик процесса и качества наплавленного металла он нанес на поверхность стального стержня обмазку из смеси силиката натрия, толченого угля, оксида кальция и целлюлозы. Данная смесь, сгорая в дуге, образовывает газы СО и СО2. Этот метод сварки дал ожидаемый результат: образующийся при данном процессе защитный газ позволил получить великолепный результат, поле чего данный метод получил одобрение морского страхового объединения «Регистр Ллойда», и было запатентовано Келбергом под названием «кратерообразующий покрытый электрод». В 1904 году Оскар Келберг создал фирму известную под названием ESAB – Elektriska Svetsningsaktiebolaget (Электросварочное акционерное общество). Два года спустя в литературный обиход вошел термин «Сварка».
Назад в раздел